Читайте также:

Нежадный туризм

Мы начинаем анализировать плюсы и минусы возможного [или невозможного] объединения Брейтовского, Некоузского, Мышкинского районов Ярославской области для каждого по отдельности и для всех трех вместе. Анализируемая тема №1– туризм.

Справка: возможное объединение вытекает из Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года [Указ Губернатора Ярославской области №110 от 27 февраля 2013 года]. Пункт 4.6.2.2. гласит: «основным принципом оптимизации территориальной организации местного самоуправления области должно стать укрупнение и выравнивание численности населения муниципальных образований».

Очевидно, что туризм еще не стал и в ближайшей перспективе не станет главной опорой экономического развития этих территорий (в Брейтовском районе есть лес, море, сельское хозяйство, в Некоузском - железнодорожная инфраструктура, торф, сельское хозяйство, в Мышкинском, как минимум, газовики и нефтяники). Но также очевидно, что сейчас индустрия гостеприимства в целом и туризм в частности активно развивается, и власть на местах всё больше обращает на него внимание: занятость населения, налоги в бюджет, привлекательность и известность территории (в том числе инвестиционная).

В наших трех районах туризм развит по-разному, безусловным лидером сейчас является Мышкинский. Глава района Анатолий Курицин летом 2015 года признался, что на одного жителя приходится девятнадцать туристов. В пересчете на Брейтовский район, к слову, это означало бы почти 127 тысяч гостей в год. Выгодное месторасположение, наличие интересных объектов показа, подкрепленных легендами, инициатива власти и жителей. Даже в недавнем проекте Правительства Ярославской области «Муниципальная команда губернатора» кандидаты от района представляли тему «Создание условий для развития туризма на территории Мышкинского муниципального района». Все это - эффективный маркетинг территории. Некоузский и Брейтовский районы, обладая не меньшим (а где-то даже бОльшим и уникальным) туристическим потенциалом, но находясь в не столь выгодных транспортных и логистических условиях, отстают от лидера. В этой связи объединение трех районов можно считать плюсом для развития туризма и, следовательно, для развития с его помощью самих территорий.

Во-первых, это позволит использовать так называемые «лучшие практики» Мышкинского района во благо Брейтовского и Некоузского. Во-вторых, отстающим пока районам можно будет активнее использовать ресурсы и опыт туристических операторов, работающих с Мышкинским районом, но до сих пор не открывших для себя туристичсекие плюсы двух других. В-третьих – и об этом мы поговорим подробнее – у трех районов появится возможность создавать и реализовывать комплексные туристические продукты. При этом сами районы будут добавлять друг другу плюсов, усиливать друг друга. Мы постарались – буквально навскидку - сделать подборку из нескольких возможных комплексных туристических продуктов.

  • Тема 1. Сицкая битва 1238 года.

Известно, что она проходила на территории двух районов – Некоузского и Брейтовского. На землях первого произошло два сражения из трех – в районе селений Могилицы и Божонки, в районе Станилово - Юрьевская - Игнатово – Красное. На брейтовских землях произошло одно, но зато самое ожесточенное – у Семеновского - Игнатова – Покровского. Некоузский район активно использует тему Сицкой битвы в продвижении территории и привлечении к себе гостей. Но очевидно, что объединение двух районов вокруг этой темы усилит позиции и того, и другого.  Тем более аналогов таких исторических событий в масштабах всей страны, по большому счету, нет.

Фото: памятник русским воинам в деревне Лопатино (Некоузский район).

  • Тема 2. Кораблестроение и судоходство.

Известно, что в начале XVIII века Петр Первый положил начало транспортному судостроительному делу на территории современного Брейтовского района. Грузы, массово шедшие в Санкт-Петербург, везли на мелкоосадочных судах и барках, которые именно здесь изготавливали. Известно, что до того, как было построено Рыбинское водохранилище, Волга была мелкой и опасной для судоходства. На помощь торговым суднам приходили мышкинские лоцманы. В XVI веке они провели по Волге  сотни барж с домами для бревенчатого города Свияжска, откуда потом Иван Грозный брал Казань. Объединение этих тем поможет усилить интерес к весьма локальному мышкинскому «Музею столицы лоцманов» и открыть новую для Брейтовского района гостевую страницу.

Фото: Волга ниже Мышкина, лоцманский край до появления Рыбинского моря.

  • Тема 3. Кацкари и сицкари.

Мышкиский район – земля кацкарей, малой этнической группы русского народа. В селе Мартыново в тридцати километрах от Мышкина успешно рабтает этнографический музей кацкарей, получивших свое название от небольшой речки Кадки, протекающей на западе Мышкинского и Угличского районов. А Брейтовский район – земля сицкарей, особой этнографической группы русского народа, проживавшей в полусотне сёл и деревень вдоль реки Сить. История кацкарей на слуху, история сицкарей, по большому счету, только начинает изучаться и привлекать к себе внимание. Очевидно, что опыт «раскрутки» в хорошем значении этого слова кацкарей был бы полезен для сицкарей. Да и туристов проще привлечь не одной, а двумя уникальными этническими группами, живущими недалеко друг от друга. Двойной эффект, двойная выгода.

Фото: сицкарский уголок в… мышкинском Музее крестьянской архитектуры малых форм.

  • Тема 4. Железная дорога.

Проходящая по территории Некоузского района магистраль – одна из самых старинных в стране. Железнодорожное сообщение Рыбинск – Бологое (через станции Волга, Шестихино, Харино (современный Новый Некоуз)) действует с 1870 года, намного раньше, чем между Рыбинском и Ярославлем. На станции Волга с тех лет сохранилось уникальное деревянное двухэтажное здание вокзала, в Шестихине вокзал тоже двухэтажный с высокой платформой для пассажиров – невиданное для маленькой станции дело, у которого тоже своя удивительная история. А еще на территории Некоузского и Брейтовского района сохранились остатки непостроенной в начале XX века железной дороги Рыбинск – Молога – Санкт-Петербург. Интересно, но в нежелезнодорожном Мышкине тоже есть… железнодорожный вокзал. Он привезен сюда из бывших Юхотских имений графов Шереметьевых, которые для вывоза леса построили в тех местах собственную узкоколейную железную дорогу. Всё это вместе - чем не тема для туристов, выбирающих нетрадиционные маршруты?

Фото: железная дорога между Новым Некоузом и Шестихиным.

  • Тема 5. Рыбинское море – затопление территорий.

При создании  каскада Волжских гидроэлектростанций затоплено много городов. История затопленной Мологи, пожалуй, самая известная. Мало кто из жителей страны и даже Ярославской области знает, что в 1941 году было практически полностью затоплено и старинное село Брейтово (сохранился один каменный дом), его перенесли на новое место. Но еще меньше тех, кто знает, что и Мышкин пострадал от создания водохранилища: здесь было подтоплено более пятидесяти домов и построек, в том числе двадцать каменных - в нижней, приречной части города. Были затоплены каменные сооружения завода графов Шереметьевых. Если же к Брейтову и Мышкину присоединить историю затопленного Весьегонска (Тверская область), может получиться уникальный исторический маршрут – важный и для первого, и для второго, и для третьего районов.

Фото: затопленная часть Весьегонска.

  • Тема 6. Великая Отечественная война.

Мемориал 60-летия Победы в Мышкине – один из самых сильных в стране по эмоциям, идейному содержанию и исполнению. Через переписку уроженца района Ивана Орлова (погибшего в боях за Сталинград) со своей семьей, оставшейся дома, раскрывается тема единения фронта и тыла. В селе Новый Некоуз есть малоприметный памятник, который отличается от многих в Ярославской области - большая братская могила. Он установлен на месте разбомбленного 18 октября 1941 года железнодорожного вокзала. Там похоронено 157 человек. На кладбище села Черкасово Брейтовского района до 2015 года была безымянная могила советским летчикам, которых нашли во льду Рыбинского моря. Долгое время имена погибших и историю самолета установить не удавалось. Это совсем недавно смог сделать брейтовский военком Иван Груздев. Три особенные истории - общая образовательная и патриотическая тема.

Фото: мемориал 60-летия Победы в Мышкине, фото – Евгений Героян.

  • Тема 7. Морской и речной туризм.

В советские годы на реках Брейтовского района активно развивалось грузовое и пассажирское судоходство. В 1950-е годы курсировал пассажирский катер от Брейтова до села Покровское на Сити. Судоходство по Сити вообще наступало раньше всех рек, впадающих в Рыбинское водохранилище. По морю можно добраться до самобытных сел Прозорово и Горелово, где есть, что посмотреть туристу. А поселок Борок (Некоузский район), стоящий на берегу моря, обладает целой россыпью уникальных музеев. Единственный в стране музей полярника Ивана Папанина, мемориальный дом-музей революционера и ученого Николая Морозова, музей академика исторической живописи Федора Солнцева, музей природы и совершенно уникальный музей-аквариум в Ихтиологическом корпусе Института биологии внутренних вод. По количеству музеев на квадратный километр Борок, пожалуй, переплюнет даже Мышкин. Объединив усилия двух районов, можно получить уникальный в масштабах области и даже страны туристический маршрут - по рекам и морю с заходов в названные музеи, страну сицкарей и много еще куда. «Кто знает, может с развитием туризма в Брейтове речной флот возродится в ином для себя качестве - как транспорт для прогулочных, туристических и экскурсионных рейсов. И тогда тот, кто хоть раз побывал на ситских берегах или прошел на легком катерке среди живописных извилистых берегов, навсегда запомнит ее исконно русскую красу, величавую в своей неброской и непокорной силе», - рассуждали авторы книги «Из истории пароходства края» в 2003 году.

Фото: река Сить при впадении в Рыбинское море.

Объединение районов позволит избавиться от практики «перетягивая одеяла» и развивать туризм комплексно. С другой стороны, кто сказал, что это невозможно сделать без непростой процедуры объединения? Для успешного развития туризма совсем не обязательно объединяться, обязательно - дружить. В среде рестораторов есть такая практика: если рестораны стоят рядом друг с другом на одной улице, они не столько конкуренты, сколько партнеры. Они помогают друг другу привлекать гостей и с выгодой для себя развивают рынок. То же самое можно сказать про Брейтовский, Некоузский, Мышкинский районы: находясь рядом, на туристическом рынке они не конкуренты, но – партнеры.

 

Итог нашего субъективного анализа темы №1 «туризм»:

«За объединение» : «Против объединения» - 1,0 : 0,5.

Общий счет:

«За объединение» : «Против объединения» - 1,0 : 0,5.

Продолжение следует.

Предыдущие публикации по теме: Количественные и качественные показатели.

 

Дано комментариев: 2 
Федор СвятойОтец 07.11.2015 16:31:04
Обсуждение сообщения: Нежадный туризм

Грамотный разбор. Но польза от объединения, мне лично, всё же кажется спорной.

Ответить
Андрей Тутариков 07.11.2015 18:43:22
Ответ на сообщение Федор СвятойОтец
Обсуждение сообщения: Нежадный туризм

Грамотный разбор. Но польза от объединения, мне лично, всё же кажется спорной.

Дальше мы постараемся проанализировать следующие пункты: транспорт, экономика и инвестиции, социальная инфраструктура, спорт и культура, историческая специфика и еще несколько. По итогам, надеюсь, увидим пользу или вред возможного объединения. Спасибо за комментарий. 

Ответить

Наш Брейтовский район © - сайт о жизни Брейтовского района Ярославской области.

Справочная информация, актуальные новости, обсуждения.
Функционирует с 2015 года. Версия 3.0
Автор идеи, владелец и редактор: Тутариков Андрей (R)
Адреса для связи: breytovo.info@yandex.ru, breytovo.info@gmail.com
Подробная информация о всех возможных способах связи
Разработка: Кононов Дмитрий
Сейчас зарегистрированных посетителей на сайте: 0 Посмотреть подробнее...
Новостная лента RSS 2.0
Закрыть

Вверх