Стартовая страницаБудущееИдеи и проекты
Читайте также:
HyperLink

Авантюра или ещё одна попытка возрождения?

Общественность просит отремонтировать дорогу в удалённую деревню Брейтовского района.

Пока на федеральном и региональном уровнях власти бодро рапортуют о развитии сельского хозяйства, подписывают «громкие», но неочевидные стратегические соглашения о создании кластеров в разных секторах агропромышленного комплекса и строительстве гигантских мясомолочных комплексов, удаленные сельские территории, деревни и сёла продолжают умирать. В интернете уже давно «гуляет» ужасающая статистика о том, сколько деревень за последние годы перестало существовать в России. Ярославская область занимает в этом списке позорное пятое место сверху - здесь 1552 села и деревни в настоящее время без жителей (надо сказать, что именно в Центральной России ситуация самая сложная, начался этот процесс еще при Никите Хрущеве и, к сожалению, продолжается при нынешней власти). Этому есть объективные, и субъективные причины социально-экономического свойства, связанные с особенностями исторического и современного развития. Технический прогресс, более высокие уровень и качество жизни в городах, общий промышленный характер развития экономики страны, сравнительно слабая инфраструктура для жизни на селе. Результат - люди уезжают в города, деревни пустеют, минимальная поддержка оказывается лишь там, где есть какая-то работа, сохранилась какая-то социальная инфраструктура. Впрочем, и этой поддержки становится всё меньше - по слухам, в 2019 году многим сельским районам Ярославской области снизят субсидии из регионального бюджета  на поддержку домов культуры, их придется «оптимизировать». 

У заброшенных деревень остаётся лишь историческая память, единичные примеры создания там малых фермерских хозяйств и...  общественные инициативы неравнодушных людей. С такой необычной на первый взгляд инициативой выступили бывшие и нынешние жители Брейтовского района. Более сорока человек, которые сейчас живут в районе, а также разъехались по всей стране, написали письмо депутатам Ярославской областной Думы Ольге Хитровой и Александру Тарасенкову с просьбой отремонтировать дорогу в деревню Браниха, расположенную в одном из самых дальних уголков района.

«Возможно, вы бывали в этом отдалённом населённом пункте Брейтовского района – некогда многолюдной деревне Браниха. До неё от асфальтированной дороги (деревни Ульяниха и Большая Новинка) через деревню Мясниково – 4 километра. Эти километры, как нам известно, находятся на содержании ГП «Ярдормост» (являются объектом данной областной организации). Но содержатся они в последние годы так, что дорога стала непроезжей», - так начинают обращение к депутатам неравнодушные граждане. 

Фото 2017 года: так выглядит дорога до деревень Браниха и Мясниково после дождей.

Наша справка:

Впервые деревня Браниха была отмечена на картах конца XVIII – начала XIX веков. О деревне Мясниково есть упоминания в архивных материалах крупнейших землевладельцев Ярославской губернии Мусин-Пушкиных за 1863 год – тогда она числилась за Илларионом Александровичем Мусин-Пушкиным. После Великой Отечественной войны Браниха стала центральной усадьбой колхоза «Новый мир», затем – «Ленинский путь». Деревня представляла собой крупный населенный пункт с сотней жилых домов, только в полеводстве насчитывалось 3-4 бригады. Были молочная ферма, сыродельня, свиноферма, телятник, птичник, мельница, кузница, пилорама. Из социальной инфраструктуры - магазин, школа, медпункт, клуб, контора. Сюда ходил рейсовый автобус. В 1973 году «Ленинский путь» был объединен с колхозом «Память Ленина», контора переехала в Ульяниху, что в 4 километрах. С одной стороны, хозяйство стало самым крупным в районе – более 3000 голов крупного рогатого скота, 13 молочно-товарных ферм. С другой стороны, удаленные от объединенного колхозного центра деревни, среди них Браниха соседнее Мясниково, поселок Новый и другие стали постепенно пустеть. В деревнях, попавших под укрупнение, началось закрытие социальных объектов, транспортная инфраструктура не развивалась, люди уезжали. В деревнях и селах, расположенных вдоль главных автомобильных дорог с твердым покрытием жизнь сохранялась, в удаленных – постепенно угасала.

Есть ли шансы у этого утопического проекта, в чем же его смысл? Сайт «Наш Брейтовский район» пробует в этом разобраться. 

К 2015 году в деревне практически не осталось постоянно живущих здесь людей. Одна - две семьи «отшельников», пожалуй, их можно назвать и так, приезжающие на лето дачники или на выходные - люди, которые здесь когда-то жили. Отдохнуть от городской суеты, проверить сохранность домов, что-то подремонтировать. Но назвать деревню умершей и пустой - нельзя. Жизнь есть: сохранилось электричество, многие дома пригодны для жизни, если сделать минимальный ремонт, воду для питья тоже можно раздобыть. И не только:

«Между тем, в последние годы (2015), в деревне Браниха энтузиастами был сооружён и установлен памятник местным жителям – участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. После этого, узнав о памятнике, сюда потянулись потомки этих фронтовиков и колхозников, трудившихся, не щадя себя, в тылу. Причём – не только из Брейтовского района, но и со всей Ярославской области и даже из-за её пределов. Потянулись, чтобы почтить память своих родственников и земляков, - подлинных героев родной земли. И вот теперь мы, потомки, не можем проехать по этой дороге к памятнику. Да что там проехать – после дождя и пройти по ней практически очень и очень сложно, и не каждому под силу», - продолжают авторы обращения к депутатам. 

Фото: установленный в деревне Браниха памятник местным жителям – участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

Действительно, в боях Великой Отечественной войны погибло 38 человек – жителей деревни, память о них теперь заботливо хранится, по мере сил ведётся краеведческая работа, скромный деревянный монумент ежегодно обновляется. Увы, но только с помощью одного памятника деревню не восстановить, нужны дополнительные аргументы, которые убедят чиновников отремонтировать дорогу в удалённую и практически нежилую деревню. И здесь на помощь снова приходит история: 

«Мясниково и Браниха представляют собой чудом сохранившиеся образцы старинных деревень сицкарей – вымирающего субэтноса, жившего по берегам реки Сить. Дорога до них станет первым шагом в деле сохранения наследия этого уникального для Ярославской области субэтноса, а сами деревни после проведения дополнительных восстановительных работ могут стать этнокультурными центрами», - говорится в обращении. 

Наша справка:

Сицкари - особая этнографической группа русского народа. Проживали на территории Покрово-Сицкой волости, соседствовавшей с Брейтовской волостью Мологского уезда Ярославской губернии. Историческая родина сицкарей – около 50 сёл и деревень вдоль реки Сить. Особую известность заслужили промыслы сицкарей, связанные с обработкой дерева. «Сицкаря топор обувает, одевает и кормит», «сицкарь с топором, что казак с конем» - говорили про них. Интересный факт: основанный Петром Первым в начале XVIII века Санкт-Петербург требовал огромного количества работников, продуктов питания, стройматериалов. Их везли туда по Волге, ниже Рыбинска река была полноводной - в нее впадали Шексна и Молога. А выше - мелкой. Грузы приходилось перегружать с тяжелых барж на мелкоосадочные барки. Изготавливать их стали на землях нынешнего Брейтовского района. Особенно в деле судостроения преуспели жители Прозоровской и Покрово-Ситской волостей.  Судостроение отразилось в застройке крестьянской усадьбы — кроме избы, житницы, сенного сарая, овина, двора с хлевом у каждого сицкаря была особая постройка — щепник — для хранения оставшихся от строительства барок остатков досок, бруса и пр. Особенностями их поселений были свободная планировка, а также отсутствие бань. Посадов, порядков домов не существовало, а процветала совершенно вольная застройка, в которой каждый дом оказывался на выигрышном месте и стоял так, как было любо хозяину. Данная планировка и традиционные деревянные дома сицкарей в неплохом состоянии сохранились и в Бранихе, и в Мясникове. 

Подробнее о сицкарях можно прочитать ЗДЕСЬ

Фото: сицкарский дом конца XIX – начала XX века.

Впрочем, и эти аргументы для умеющих считать деньги и экономическую целесообразность чиновников могут показаться недостаточными. В бюджете денег нынче совсем мало, стоит ли их тратить на дорогу, даже не асфальтовую, а просто грунтовую, по большому счёту, в никуда, в тупик? И здесь сайт «Наш Брейтовский район» предлагает исполнительной и законодательной власти муниципального района и области, общественности и гражданам, заинтересованному бизнесу одну перспективную авантюру. Заключается она в следующем. 

В последние годы заметно усилился интерес людей к жизни, краткосрочному и долгосрочному отдыху на природе, вдали от центров цивилизации, больших и даже средних по населению городов. Экологическая чистота, практически первозданная природа, спокойный и размеренный в отличии от городов ритм жизни, исторические корни - пока это всё на уровне разговоров и размышлений. Тот, кто сделает первый практический шаг в этом направлении, со временем может получить вполне ощутимые социальные, экономические, общественные и политические выгоды. 

Электричество в Бранихе, как уже сказано, чудным образом сохранилось. Ремонт четырехкилометрового участка дороги, организация нескольких колодцев и скважин для питьевой воды, восстановление когда-то проведенной сюда телефонной линии «Ростелекома», расчистка заросшей территории в деревне и вокруг неё, сохранение памятника воинам, восстановление интересных для этнотуристов сицкарских домов, публичный резонанс вокруг этой инициативы. На фоне тотального сельского пессимизма и равнодушия это задумка точно будет замечена, к ней будет интерес и чиновников, и журналистов, и со временем инвесторов, и, главное, простых людей - которые рано или поздно поедут сюда как туристы, как гости, как дачники, как постоянные жители. Постепенно здесь обязательно возродится какое-то сельское хозяйство, появятся какие-то ремесла. В общем, уникальный случай, как сейчас любят говорить, прецедент. Началом которого может стать всего лишь ремонт дороги. Постепенно, шаг за шагом. 

«Уважаемые Ольга Владимировна и Александр Николаевич! Очень просим вас помочь с ремонтом этой дороги от деревни Большая Новинка до деревни Браниха через деревню Мясниково. Просим во имя памяти наших предков – фронтовиков и тружеников тыла. Просим в преддверии 75-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войны. Ведь доживём до этой знаменательной даты – снова захочется отметить её у памятника в Бранихе, посетив его. И как бы было здорово, если бы к юбилею Победы туда была проезжая дорога!» - так заканчивает свое обращение инициативная группа. 

Сайт «Наш Брейтовский район» присоединяется к этой инициативе и расширяет круг получателей обращения. Надеемся, что его также прочтут, возьиут на заметку и предложат решения губернатор области Дмитрий Миронов, председатель областного Правительства Дмитрий Степаненко, куратор района заместитель Председателя областного Правительства Роман Колесов, куратор агропромышленного комплекса заместитель Председателя областного Правительства Валерий Холодов, директор департамента дорожного хозяйства Евгений Моисеев, а также «ярославские» депутаты в Совете Федерации и Государственной Думе Российской Федерации. Возрождение самобытной деревни по инициативе снизу и при поддержке власти - это станет чем-то новым в деле реального, а не показного возрождения села. 

Фото: деревня Браниха с высоты птичьего полета сегодня.

Пока еще нет ни одного комментария. 

Наш Брейтовский район © - сайт о жизни Брейтовского района Ярославской области.

Справочная информация, актуальные новости, обсуждения.
Функционирует с 2015 года. Версия 3.0
Автор идеи, владелец и редактор: Тутариков Андрей (R)
Адреса для связи: breytovo.info@yandex.ru, breytovo.info@gmail.com
Подробная информация о всех возможных способах связи
Разработка: Кононов Дмитрий
Сейчас зарегистрированных посетителей на сайте: 0 Посмотреть подробнее...
Новостная лента RSS 2.0
Закрыть

Вверх