Читайте также:

Арктический репортаж о затопленных святынях

Третий сезон экспедиции «Затопленные святыни Мологского края» обозначил новые пути развития уникального проекта.

Начавшийся зимой 2017 года как исследовательский и локальный, к началу 2019-го проект  «Затопленные святыни Мологского края» вышел на новые стратегические рубежи. С подачи губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова он стал называться не только исследовательским, но и туристическим. В оборот вошло новое название такого способа активного отдыха - «исторический дайвинг» или «дайвинг со смыслом». В новое позиционирование Ярославской области «Среднерусская Гардарика», основанное на истории о двенадцати городах региона, во многом благодаря подводным экспедициям и инструментам 3d – моделирования выявленных объектов был включен ныне несуществующий затопленный город Молога. Точнее, ныне не существующий Мологский уезд Ярославской губернии, остатки деревень, сел и усадеб которого и изучают энтузиасты проекта из центра водного спорта «Ветрено», Разведывательно-Водолазной Команды и Центра подводных исследований Русского географического общества. Известность о подводном (правильнее говорить, подледном) изучении остатков населенных пунктов, затопленных в 1940-х годах при создании Рыбинского водохранилища постепенно вышла сначала на областной, затем федеральный и даже международный уровень. В 2018 году проект получил две федеральные премии: «Хранители наследия» в номинации «Целеустремление», а также премию Русского географического общества за лучший историко-культурный проект. В начале 2019-го о «Святынях» узнали участники международной конференции по рэк-дайвингу «Shipwreck Festival», назвав идею уникальной, аналогов которой в Европе пока не обнаружено. Про международный аспект проекта – в конце материала, но обо всем по порядку.

Инициаторы не стали останавливаться на достигнутом, поставив на сезон 2019 года новые задачи, говорящие, скорее, не о количественном развитии проекта (поиск новых затопленных объектов), а о качественном продолжении заявленной темы. Во-первых, акцент на этот раз был сделан только на одном, но, пожалуй, самом значимом из обнаруженных объекте. Это усадьба Иловна бывшего Мологского уезда, расположенная примерно в десяти километрах от села Горелово Брейтовского района. Здесь жил граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин, открывший России «Слово о полку Игореве». Здесь хранилась его богатейшая библиотека, а также уникальная коллекция русского и европейского искусства. В начале XX века его потомки реконструировали усадьбы, позвав на помощь Александра Ованесовича Таманяна, одного из лучших мастеров русской классической архитектуры, воспитанника Петербургской Академии художеств. К слову, вскоре после завершения этой работы он был удостоен звания Академика и избран председателем Совета Академии художеств. Вообще, в русском этапе творчества Таманяна современные исследователи выделяют три этапа: (1) московский и подмосковный, (2) петербургский и царскосельский, (3) ярославский. На территории Мологского уезда Таманян реконструировал усадьбы мусиных-пушкиных Борисоглеб и Иловна, были планы продолжить реконструкцию Иловны, но помешала революция 1917 года. В зданиях усадьбы организовали сельскохозяйственный техникум, а потом перед затоплением разрушили. Единственное, что осталось от ярославского этапа творчества Таманяна – это чудом сохранившаяся набережная Иловны, которая и была найдена участниками проекта «Затопленные святыни Мологского края» в 2017 году. Задача, которую перед собой поставили участники экспедиции – попытаться найти каменных львов, украшавших набережную Таманяна, которые, судя по всему, стояли на своем месте до самого конца, а потом или были сброшены вниз при подготовке к затоплению, или их стащило туда позже льдами Рыбинского водохранилища.

Фото: в один из дней работы многодневного ледового лагеря «Малая Арктика» (Дмитрий Радченко).

Но это еще не все. В 2019 году участники проекта решали еще одну задачу – проведение экспедиции на базе многодневного лагеря под названием «Малая Арктика». Надо сказать, что такой лагерь планировалось поставить на льду Рыбинского водохранилища впервые в его истории. Казалось бы, какая Малая Арктика в Центральной России? Объяснение простое: каждую зиму на Рыбинском водохранилище появляется огромная льдина площадью 4,5 тыс. кв. км. и толщиной до 1 метра, ровная ледяная поверхность разгоняет сильный ветер. Все это создает весьма сложные, приближенные к экстремальным, погодные условия, с которыми каждый год сталкиваются участники исследовательского проекта «Затопленные святыми Мологского края». Поэтому и было решено попробовать создать в Центральной России тестовую площадку, похожую на арктическую. Ведь арктический туризм с каждым годом становится всё популярнее. Но это дорого и далеко от больших городов – не каждый может себе позволить. Почему бы не использовать для этого лед и ветер Рыбинского водохранилища?

Экспедиция, организованная со всей тщательностью, состоялась 20-23 февраля 2019 года. Кроме упомянутых выше центра водного спорта «Ветрено», Разведывательно-Водолазной Команды и Центра подводных исследований Русского географического общества её помогали организовать загородный комплекс «Лесной Берег» (Брейтовский район), некоммерческие организации «Третий Рим» (г. Москва) и «Прощеный ручей» (Брейтовский район). Хроника этих трех дней выглядела следующим образом:

20 февраля. Заброска людей, оборудования, продуктов на место в районе усадьбы Иловна с помощью снегоходов и катера на воздушной подушке, установка двух модулей для проживания и подготовки к погружениям, тестирование необходимого в следующие дни оборудования. Все работы проходят в штатном режиме.

21 февраля. Основной день экспедиции – запланировано сделать много: дополнительное обследование набережной усадьбы с использованием технологии предварительного размыва и очистки дна реки Молога от ила, поиск сохранившихся архитектурных элементов, дополнительное обследование территории усадьбы Иловна и остатков разрушенных и затопленных строений с помощью управляемого подводного аппарата.

Первая половина дня прошла по плану: совершено первое пробное погружение на глубину пять метров, дайверы проверили, в каком состоянии находится обнаруженная два года назад набережная: всё в полной сохранности. Затем под воду было спущено специальное оборудование. «Мы решили попробовать использовать подводный буксировщик, закрепить его задом наперёд и винтами буксировщика попытаться размыть ил. Видимость упадёт, поднимется большая муть, мы должны будем взять большую паузу», - поясняет участник экспедиции, дайвер Евгений Абрамов. Дайверы поднимаются и начинают ждать, когда ил, оседавший на набережную последние семьдесят лет, осядет, чтобы можно было сделать повторные погружения и найти тех самых львов и, возможно, другие удивительные находки – свидетели того времени, когда там кипела жизнь. Вместе с участниками экспедиции на льду работают журналисты из Брейтова, Ярославля, Рыбинска, Москвы, сюда приезжают поддерживающие проект руководители и специалисты администрации Брейтовского района, департамента туризма Ярославской области, еще несколько человек - туристов, заинтересовавшиеся происходящим и желающим внести свой волонтерский вклад в общее дело. Приветствие участникам шлет мэр Рыбинска Денис Добряков: «Год назад лично принимал участие в подобной экспедиции - вместе с ребятами погружался к Югскому монастырю. К сожалению, в этом году не смогу присоединиться, но искренне желаю дайверам удачи и интересных открытий! То, что делают участники экспедиции, очень важно для истории нашего края».

Фото: такой была вторая половина дня ледового лагеря «Малая Арктика». Малый модуль снесло ветром, первый держится (Алексий Иванов).

И здесь погода вносит серьезные коррективы в планы исследователей – ветер усиливается и достигает скорости 20 метров в секунду. Теперь главная задача – не исследование, а спасение лагеря, поддержание его работоспособности. Огромный модуль буквально сносит со своего места, полярники, а теперь их можно так назвать с полным на то основанием, несколько часов борются со стихией. Позже журналист ГТРК «Ярославия» Анна Мельник, работавшая вместе с оператором Алексеем Карашевым на льду, вспоминала: «…Сидим внутри, вдруг начинает всё трещать, заваливаться куда-то набок. Огромную палатку, домище, просто сдуло. Все всё бросили и пытались два часа эту палатку укрепить». Другая часть команды экспедиции не сдается и пытается продолжить исследование – через расположенную в ста метрах майну ищет фамильную усыпальницу Мусиных-Пушкиных. «Мы с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата «Gnom» ведем обследование местности и ищем интересные объекты», - поясняет задумку Сергей Бычков, представитель Центра подводных исследований Русского географического общества. К сожалению, на этот раз поиски результата не принесли.

«Арктика услышала и включилась. Утро было великолепное. Даже нырнули. Дальше поворот ветра и 20 метров в секунду. Аварийно-спасательные работы на сорванных модулях, все подручные средства пошли на крепеж. Лагерь не свернули. Ночуем», - комментирует в Фейсбуке практически в прямом эфире происходящее участник экспедиции Алексей Иванов. Следует отметить, что вопрос безопасности при проведении экспедиции был приоритетным. Все работы проводились специалистами, имеющими необходимый опыт и компетенции для организации подобных экспедиций и подводных погружений. Необходимые меры предосторожности были обеспечены – с полярниками постоянно поддерживалась связь, снегоходы на берегу на случай экстренной эвакуации и обогретые помещения загородного комплекса «Лесной Берег» были подготовлены заранее. Но они не потребовались, ночевка прошла достаточно комфортно, правда, как сообщал Алексей Иванов, спать на всякий случай легли по углам модуля – чтобы поддерживать его своими телами, не сорвать его бушующим ветром.

22 февраля. Снег стих, солнечно, но по-прежнему сильный ветер. Становится понятно, что подлёдные исследования и сегодня невозможны. «Белое безмолвие. Сегодня солнечный день и видно берег. Но на льду кроме нас - никого. Даже самые отчаянные брейтовские рыбаки сидят дома у тёплых печей. Ждём ослабления ветра. Сегодня будем отмораживать провода, вмёрзшие в лёд. 
Но главное - это не трудности, а люди. С такой командой можно зимовать», - комментирует ситуацию руководитель Разведывательно-Водолазной команды Константин Богданов. Впрочем, спокойным этот день назвать было сложно. «Ветер 20 метров. Из исследователей подводного наследия мы превратились в полярников. Казалось бы, до берега всего 12 километров. Но это так далеко при видимости метров 300. Пережидаем пургу. Ждём подвоза топлива, иначе до утра не достоим. Сломался основной генератор, ушло время на его ремонт, при ледовых работах ломались топоры, не выдерживая нагрузки», - сообщал потом Константин Богданов. Страховавшие на берегу участников экспедиции члены команды даже не пустили на лёд специально приехавших на место молодых журналистов рыбинской студии детского и семейного телевидения «Там-Там». «Жалко, конечно. Ну ничего, в следующий раз обязательно снимем», - не теряет оптимизма, наблюдая за происходящим с берега, руководитель проекта «Там-Там» Надежда Крюкова. Впрочем, ночью впечатления участников экспедиции были не только напряженными, но и весьма романтическими: «Сейчас вообще красота. Ветер небольшой, звёзд тьма. Видимость абалденная», - пишет товарищам руководитель центра водного спорта «Ветрено», участник экспедиции Дмитрий Радченко.

23 февраля. К сожалению, погодные условия заставили свернуть работу многодневного ледового лагеря «Малая Арктика». Выждав время, когда немного стихнет ветер, участники экспедиции собрали оборудование и вернулись на базу – загородный комплекс «Лесной Берег». «Всё. Баста. На базе. Ложимся спать. Всё норма», - докладывает по итогам своим волнующимся друзьям Дмитрий Радченко.

Фото: ночевка в ледовом лагере «Малая Арктика» (Дмитрий Радченко).

Итак, экспедиция не выполнила свою главную задачу: каменные львы, украшавшие набережную усадьбы Иловна, не найдены. Но стоит ли жалеть о этом? Нет! Потому что в результате проделанной работы участники проекта «Затопленные святыни Мологского края» нашли и проверили новые направления действий, которые, возможно, вообще перевернут представление о туристическом и международном значении Рыбинского водохранилища.

Направление первое. Многодневный ледовый лагерь.

Проведенный эксперимент показал, что Рыбинское водохранилище – это, действительно, отличный полигон для проверки физических возможностей людей и выносливости техники в экстремальных условиях. Готовясь к экспедиции, участники проекта написали в пояснительной записке: «Для тех, кто собирается посетить суровые северные широты, требуется возможность проверить себя и своё снаряжение в условиях, приближенных к экстремальным, но без серьёзных временных затрат. А те, кто понимают, что не смогут отправиться в Арктику, хотят проверить себя в максимально приближенных природно–климатических условиях». Погода как специально создала условия для этого. По итогам первой экспедиции будет проведен тщательный «разбор полётов», будут внесены коррективы в процесс подготовки лагеря, перечень необходимого оборудования для усиления прочности и устойчивости модулей на случай еще более сложных погодных условий. В дальнейшем ледовый лагерь «Малая Арктика» может быть полезен нескольким целевым группам: туристы, спортсмены – кайтеры, лыжники, снегоходчики, будущие исследователи Арктики, военнослужащие, представители специальных служб, работающих в экстремальных ситуациях. В их жизни всегда может пригодиться опыт развертывания зимнего лагеря и обеспечения его бесперебойного функционирования, организации транспортных, логистических и иных работ в природно-климатических условиях, приближенных к экстремальным. Кроме того, этот проект может стать важной частью патриотической работы с военнослужащими и молодежью – в этой связи особо символично, что первая экспедиция прошла накануне Дня защитника Отечества.

«В наши дни значение Арктики многократно возрастает. Она становится местом самого пристального внимания стран и народов и как регион, от самочувствия которого во многом зависит климат планеты, и как сокровищница уникальной природы, и, конечно, как территория с колоссальными экономическими возможностями, с огромным экономическим потенциалом...», - сказал в марте 2017 года на  IV Международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога» Президент России Владимир Путин. Представляется, что проект «Малая Арктика» на Рыбинском море может стать небольшой, но важной и полезной частью большой государственной работы по освоению Арктики и использования ее ресурсов в интересах государства. «Новые, нестандартные направления туризма традиционно притягивают гостей в регион. Исторический дайвинг – одно из них», – комментирует результаты экспедиции директор областного департамента туризма Юлия Рыбакова. «Сейчас у туристов есть спрос на традиционные городские прогулки и вместе с тем потребность в острых ощущениях, приключениях, рисках. Изучение русской Атлантиды на Ярославской земле интересно и профессионалам, и любителям. По итогам подводных экспедиций идейные вдохновители проекта при поддержке предпринимателей планируют создать виртуальный музей на основе технологий 3d-моделирования. Я уверен, он будет пользоваться спросом у туристов», - добавляет один из участников проекта «Затопленные святыни Мологского края», председатель общественного совета при департаменте туризма области Андрей Тутариков.

 

Фото: в один из дней работы многодневного ледового лагеря «Малая Арктика» (Дмитрий Радченко, Константин Богданов).

Направление второе. Международное сотрудничество.

За ходом экспедиции в этом году пристально следили армянские журналисты и исследователи. Дело в том, что в последние годы значительно усилился интерес к творчеству архитектора Александра Таманяна. Писатель, публицист, журналист Валерия Олюнина готовит книгу под рабочим названием «Львы Мологи. По русским следам Александра Таманяна». И здесь фигурирует тема львов, которых ищут участники экспедиции «Затопленные святыни Мологского края»! «Несколько лет назад я обнаружила провал в восприятии русского Таманяна в Армении. Многим кажется, что после реставрации армянской церкви Святой Екатерины на Невском проспекте и строительства дома князя Щербатова в Москве на Новинском бульваре Таманян поехал строить Ереван. Я, конечно, утрирую, но мало, кто знает, что русский период Таманяна многослоен, так как многие объекты велись параллельно, и требует своей периодизации», - рассказывает она. И добавляет: «Сегодня армянские историки архитектуры, аквалангисты, фотографы должны присоединяться к уже разработанным проектам, так как пока они проходят вне участия армянской стороны». 

Начавшийся как локальный, проект «Затопленные святыни Мологского края» может стать международным, одним из его направлений может стать ярославский, точнее, мологский след творчества Александра Таманяна. Ведь набережная усадьбы Иловна – это единственный сохранившийся в хорошем состоянии объект из построенных им в начале XX века на территории Ярославской губернии. Эта тема может быть весьма интересна коллегам из Армении: исследователям, журналистам, биографам, туристам. Тем более, между правительствами Республики Армения и Ярославской области еще в 2008 году было подписано соглашение, отдельными направлениями которого являются совместные проекты в области образования, культуры, туризма.

А каменные львы с набережной усадьбы Иловна, построенной в начале XX века архитектором Александром Таманяном, обязательно найдутся! 

Коллаж: армянские коллеги следят за ходом экспедиции (haydzayn.com).

Полная информация об истории проекта «Затопленные святыни Мологского края» - на сайте «Наш Брейтовский район» (ССЫЛКА) и на сайте «Затопленные святыни Мологского края» (ССЫЛКА).

Пока еще нет ни одного комментария. 

Наш Брейтовский район © - сайт о жизни Брейтовского района Ярославской области.

Справочная информация, актуальные новости, обсуждения.
Функционирует с 2015 года. Версия 3.0
Автор идеи, владелец и редактор: Тутариков Андрей (R)
Адреса для связи: breytovo.info@yandex.ru, breytovo.info@gmail.com
Подробная информация о всех возможных способах связи
Разработка: Кононов Дмитрий
Сейчас зарегистрированных посетителей на сайте: 0 Посмотреть подробнее...
Новостная лента RSS 2.0
Закрыть

Вверх