Читайте также:

ЖКХ: объединение усилий

Пришло время рассмотреть следующую тему в вопросе изучения  перспектив объединения Брейтовского, Некоузского и Мышкинского районов. Тема №4 – ЖКХ.

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства является социально значимой, ведь основным потребителем услуг является население и социальные объекты. Социально-экономическое развитие каждого муниципального района зависит от состояния объектов коммунальной инфраструктуры.  Бесперебойная работа ЖКХ – это сохранение людей в районах, интерес инвесторов, развитие сферы услуг и многое другое.

Но, к сожалению, это самое хозяйство в российских регионах находится в плачевном состоянии. В том числе в муниципальных районах Ярославской области. Где-то чуть хуже, где-то чуть лучше, но в целом – плохо. Поэтому правильнее ставить вопрос так: «Поможет ли обсуждаемое объединение территорий изменить положение дел в ЖКХ?»

Давайте разбираться.

По данным портала «Однажды в Рыбинске» парк водопроводных, канализационных и тепловых сетей деградирует во всей России. За последние 10 лет доля утечек и неучтенного расхода воды в общем количестве воды, поданной в сеть, увеличилась с 15% до 21% (официальные данные Росстата). Специалисты называют другую цифру: 40-50%!  Доля потерь в объеме произведенной тепловой энергии за этот период увеличилась в полтора раза. Причина — в износе сетей. По данным Росстата, в срочной замене нуждаются 100 тыс. км тепловых сетей страны (30% их общей протяженности). Обновление необходимо для 230 тыс. км водопроводов (42%) и 72 тыс. км сетей водоотведения (почти 40%).

А что в Ярославской области и в Брейтовском районе?

Тепловые сети на селе сильно изношены. Денег на их модернизацию в областном и муниципальных бюджетах недостаточно. В Брейтове, по словам главы района Андрея Карпова, износ тепловых сетей составляет около 85%, на модернизацию требуется более 100 млн. рублей. С этой цифрой не согласен генеральный директор рыбинского муниципального унитарного предприятия «Теплоэнерго» Леонид Иванов: «Я не думаю, что для спасения системы теплоснабжения Брейтова нужно 100 млн. Проблемных трасс там несколько километров, что требует денег на порядок меньше». Но факт остается фактом – системы работают на пределе.

«Брейтовская ситуация типична как для Ярославской области, так и в целом для российской глубинки», - комментирует в интервью информационному агентству «REGNUM» председатель комитета по жилищно-коммунальному комплексу и энергетике Ярославской областной думы Виктор Тамаров. Подтверждением служит и ситуация в Рыбинске - износ тепловых сетей 70%, а водопроводов – около 80%.

Специалисты говорят, что процесс разрушения коммунальной инфраструктуры в стране принимает необратимый характер. Его не получается даже просто его приостановить, не говоря уже о том, чтобы хоть немного изменить ситуацию к лучшему.

Почему?

Первая причина. «Исторически проблема заключалась в практике искусственного занижения коммунальных тарифов на селе. Это приводило к тому, что предприятия, в основном МУПы, несли системные убытки. Все это привело к массовому банкротству МУПов. В Ярославской области несколько десятков коммунальных МУПов находятся в процедуре банкротства», - отмечает Виктор Тамаров.

Ситуация в Брейтовском районе – яркое тому подтверждение. В ноябре 2015 года газета «Брейтовские новости» познакомила жителей с новым муниципальным унитарным предприятием «Коммунальное хозяйство», созданным взамен прежнего коммунального предприятия МУП ЖКХ «Брейтовское», в отношении которого была инициирована процедура банкротства. Туда были трудоустроены операторы и слесари котельных, часть административного персонала, штат сократился на несколько человек. К началу 2016 года новый МУП так и не смог организовать прием платежей от населения, и этим делом было поручено заниматься управляющей компании «Сить».

Фото. «Брейтовские новости» 17 ноября 2015 года рассказывают о вновь созданном МУПе. 

Вторая причина. «Повальное явление, когда люди на селе в батареи врезают краны и моются этой водой. Доказать, что это тоже расходы, которые нужно включать в тариф, практически невозможно. Плюс крайне низкая платежная дисциплина. Если в городе не платят 1−2%, то на селе 8−10. Есть районы, где 15−20% жителей не платит вообще. Но отключить им отопление по закону невозможно», - продолжает Виктор Тамаров.

Третья причина. Десятилетиями коммунальной инфраструктурой в районах просто никто не занимался. Её когда-то создали, затем проводили текущие или локальные ремонты, комплексные ремонты и модернизацию оставляли до лучших времен. В упомянутом уже Рыбинске новые, недавно замененные трубы из общего километража занимают всего около 2%.

В конечном итоге все складывается в большую проблему: денег на замену тепловых сетей нет. Они меняется маленькими кусками и только там, где вообще все прогнило. Как только наступают морозы, котельная повышает температуру и давление, и трубы начинает рвать. К этому добавляется человеческий фактор: квалифицированных специалистов мало или вообще нет. Зарплаты невысоки, нагрузка огромна. Компетенция людей, принимающих решения, также не соответствует сложности курируемых ими вопросов.

Январская ситуация в Брейтовском районе – яркое, к сожалению, тому подтверждение. В ночь на 8 января 2016 года в Брейтове произошла коммунальная авария, в результате которой 48 многоквартирных дома и большинство социальных объектов районного центра остались без теплоснабжения и горячей воды. Из-за сильной изношенности труб и морозной погоды случился прорыв в непосредственной близости от котельной - на стыке магистрального трубопровода и распределительного узла, от которого отопление и горячая вода распространяются по объектам Брейтова.

МУП «Коммунальное хозяйство» не смогло оперативно справиться с проблемой. Людей, готовых работать, не было (по слухам, в штатном расписании не было ни одной полностью укомплектованной аварийной бригады, даже сварщик работал по договору подряда). Отсутствовали необходимые на случай аварий запасные части и техника. Не были оперативно и своевременно проинформированы население и вышестоящие структуры в Правительстве Ярославской области. Позже выяснилось, что при подготовке к зиме не была проведена опрессовка магистрального трубопровода, несмотря на это, администрация района выдала тогда еще работавшему МУП ЖКХ «Брейтовское» паспорт готовности к зиме.

Фото: такие объявления висели на дверях подъездов брейтовских многоквартирных домов в первый день аварии.

Село спасали «всем миром»: несколько дней круглосуточно работали аварийные бригады из Нового Некоуза, Углича, Мышкина, Рыбинска, Ярославля, которые привезли с собой необходимые для ремонта расходные материалы и технику. Штабом по восстановлению теплоснабжения руководили не представители районной власти, а директор департамента жилищно-коммунального комплекса Правительства области. Авария была устранена только 14 января, при этом вся система оказалась разбалансированной  и на окончательное исправление ситуации потребуется еще несколько недель.

«Коммунальная авария, оставившая без тепла 48 жилых домов и объекты социальной сферы в селе Брейтово Ярославской области, стала следствием системных проблем в топливно-энергетическом комплексе региона» - констатирует информационное агентство «REGNUM».

Фото о ходе ликвидации аварии в Брейтове. Сайт губернатора Ярославской области. .

Что советуют специалисты?

Снова процитируем Виктора Тамарова: «Выход в этой ситуации один — собирать все огромное количество маленьких предприятий в одну большую компанию, централизовать, обучить людей, сконцентрировать ресурсы. К сожалению, состояние этого имущества таково, что решить эту проблему в рамках мелких МУПов невозможно. Необходимо закладывать бюджетные деньги и на компенсацию реальных убытков, и на инвестиционные программы с обязательством привлекать столько же внебюджетных инвестиций. Надеяться на то, что «как-нибудь сами выкрутятся» больше невозможно».

То есть специалисты говорят не о приоритетном объединении маленьких территорий, а о важности объединения маленьких предприятий. Действительно, дело ведь, по большому счету, не в границах районов, а в зоне ответственности и в компетенции тех, кто отвечает за качество предоставляемых услуг. В нашем случае – услуг ЖКХ.

Эффективность жилищно-коммунального хозяйства муниципального района в этом случае зависит от четырех составляющих:

  • Профессиональная работа муниципального унитарного предприятия, предоставляющего услуги ЖКХ. Во-первых, компетентные руководители, прошедшие необходимое обучение, понимающие ситуацию. Во-вторых, квалифицированные работники, состоящие в штате, а не по временному договору, постоянно повышающие квалификацию. В-третьих, современная техника, позволяющая обслуживать инфраструктуру и в штатном, и в нештатном режимах, способная доставить людей к месту аварии. В-четвертых, обязательный запас расходных материалов, запасных частей, инструментов. Очевидно, что мелкие МУПы, разбросанные по небольшим муниципальным районам, даже эти четыре условия выполнить не могут.
  • Исполнительская дисциплина населения, предприятий и организаций, оплачивающих услуги ЖКХ. Грубо говоря, за услуги ЖКХ нужно вовремя платить и не воровать ресурсы. Это – сложная комплексная задача, решать которую должна не только и не столько муниципальная власть, сколько региональная и федеральная.
  • Эффективное управление территорией, на которой работают МУПЫ. Ситуация в Брейтовском районе, к сожалению, показала неготовность местной власти к вызовам подобного свойства. Она показала проблемы и в «мирной» плановой работе, когда что-то не было предусмотрено и проверено, что и привело в итоге к чрезвычайной ситуации. Она показала и другие интересные эпизоды, показывающие, сколь далека теория от практики.
    Еще один пример из жизни Брейтовского района. В октябре 2015 года в Брейтове комплексно проверяли готовность организаций и служб района к работе в условиях чрезвычайной ситуации. Проверяли пожарную охрану, больницу, РЭС, лесничество, коммунальное хозяйство. Тема командно-штабных учений: «Организация выполнения мероприятий гражданской обороны при переводе муниципального района на работу в условиях военного времени, а также при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Видимо, научили немного не тому.
  • Тарифная политика, учитывающая интересы всех участников процесса. В настоящее время разница между экономически обоснованным тарифом, который устанавливается региональной властью, и тарифом для населения компенсируется из бюджета области. Но в бюджете денег нет, поэтому регулирующий орган старается «срезать» предложения предприятий по увеличению тарифа. Это раз. «Субсидирование сельских территорий с точки зрения теплоснабжения было всегда, вне зависимости от наличия крупной генерирующей и сбытовой компании или распыленной массы мелких МУПов. Тем более, что в силу меньшего масштаба систем теплоснабжения сельских муниципальных районов они и субсидий требуют меньших», – считает Леонид Иванов. Это два. Очевидно, что с появлением крупной компании, обслуживающей несколько районов, размер субсидий значительно увеличится. Но при этом есть шанс, что и эффективность работы увеличится.

Очевидно, что объединение Брейтовского, Некоузского и Мышкинского района, как минимум, не навредит ситуации в жилищно-коммунальной сфере. По правде говоря, именно усилиями нескольких районов удалось – пусть не очень быстро – разобраться с «брейтовским коллапсом». Но, тоже по правде говоря, по настоящему эффективность ЖКХ будет зависеть не от объединения, не от создания крупных управляющих компаний, а от другого. От капитального тотального повсеместного ремонта и модернизации инженерных сетей и коммуникаций, внедрения энергосберегающих технологий, обучения персонала, работающего в отрасли. Это – главное. Не сделав это, можно получить совсем другое. Эксперты считают, что если динамика последних лет сохранится, ЖКХ страны из-за физического износа сетей может прекратить функционировать через 10–12 лет. И будет уже не так важно – случится это в отдельно взятом Брейтовском районе или в объединенной территории.

Следует признать, что теплоснабжение – важная, но не единственная часть системы жилищно-коммунального хозяйства, которую следует изучать, анализируя перспективы объединения районов. Есть еще не менее острые вопросы вывоза, хранения и переработки твердых бытовых отходов, электро- и газоснабжение. Мы выбрали темы теплоснабжения во многом из-за случившейся в начале января коммунальной аварии в Брейтовском районе. В настоящее время ни один населенный пункт Брейтовского муниципального района не газифицирован. Тема газификации единственного негазифицированного в Ярославской области Брейтовского района сама по себе уникальна и в плохом значении этого слова удивительна, поэтому требует отдельного анализа.

Также следует признать, что тема ЖКХ настолько сложна и многогранна, что её очень поверхностно проанализировали эксперты Института приоритетных национальных проектов при разработке  «Концепции и плана изменения территориального деления муниципальных образований Ярославской области». Недалеко от них ушли и мышкинские эксперты при подготовке «Законченного, доработанного варианта альтернативной Концепции объединения районов с центром в г. Мышкин».

Вот что сказано во втором из этих названных документов. «Ни Институт приоритетных региональных проектов, ни наша аналитическая группа не располагаем доказательной базой для утверждения об улучшении экономика этих территорий или повышение уровня жизни населения. Исследовательская объективность требует признать наличие весьма больших опасений населения о многовекторном ухудшении его жизни (от интенсивности общения с органами власти до надёжности работы систем ЖКХ)».

Очевидно одно: решение проблем ЖКХ, повышение эффективности управления, оздоровление ситуации могут  быть достигнуты только посредством объединения усилий федеральных и региональных структур, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций в сфере ЖКХ.  Объединения усилий – не обязательно через объединение территорий. Но если объединение территорий позволит этого достичь, значит это должно произойти.

Фото: классика жанра - водонапорные башни в Брейтове

 

Итог нашего субъективного анализа темы №4 «жилищно-коммунальное хозяйство»:

«За объединение» : «Против объединения» - 1,5:0,5.

Общий счет по итогам четырех туров:  

«За объединение» : «Против объединения» - 3,5:2,5.

Продолжение следует.

Предыдущие публикации по теме:

Количественные и качественные показатели

Нежадный туризм

Транспортный вопрос

Экономика

 

Использованы материалы:

Муратова Юлия. «ЖКХ Рыбинска. Тепловой удар». Портал «Однажды в Рыбинске».

«Авария в Брейтово Ярославской области вскрыла системные проблемы ЖКХ». Информационное агентство «REGNUM».

«В Ярославской области районный центр остался без отопления». Информационное агентство «REGNUM».

Титульное фото: система отопления в одном из магазинов Мышкинского района. Фото: Татьяна Земскова. 

Пока еще нет ни одного комментария. 

Наш Брейтовский район © - сайт о жизни Брейтовского района Ярославской области.

Справочная информация, актуальные новости, обсуждения.
Функционирует с 2015 года. Версия 3.0
Автор идеи, владелец и редактор: Тутариков Андрей (R)
Адреса для связи: breytovo.info@yandex.ru, breytovo.info@gmail.com
Подробная информация о всех возможных способах связи
Разработка: Кононов Дмитрий
Сейчас зарегистрированных посетителей на сайте: 0 Посмотреть подробнее...
Новостная лента RSS 2.0
Закрыть

Вверх