Александр Тарасенков об актуальных для села проблемах
Занятость населения – основной социально-экономический фактор развития сельских территорий.
Депутат Ярославской областной Думы Александр Тарасенков, в зоне персональной ответственности которого находится и Брейтовский район, предоставил сайту «Наш Брейтовский район» аналитический материал о занятости населения, как основном социально-экономическом факторе развития сельских территорий. По нашему мнению, этот материал заслуживает самого пристального изучения на местном, региональном и федеральном уровне, а многие его идеи – скорейшей реализации.
Вопросы занятости сегодня являются важной проблемой развития сельской местности. Уровень занятости населения выступает главным показателем состояния экономики, основой благосостояния населения и условием социальной стабильности. А степень занятости экономически активного сельского населения является индикатором благополучия (или неблагополучия) социального развития села.
На занятость населения в сельской местности влияет ряд сложных и неоднозначных факторов – общая численность экономически активного населения, обеспеченность предприятий, базирующихся в селах, землей, сырьем и материально-техническими ресурсами, предпринимательская активность сельских жителей и степень развития предпринимательской среды, развитость производственной и социальной инфраструктуры и ряд других факторов.
Проблемы занятости сельского населения непосредственно связаны с демографической ситуацией, численностью, структурой проживающих в сельской местности, их миграцией и изменениями этих показателей в различных районах. Именно демографическое состояние села во многом предопределяет необходимость развития социального предпринимательства, как решение вопроса занятости сельского населения.
В современных условиях сельское хозяйство перестает быть основным источником занятости жителей села. Современную ситуацию на рынке труда в сельской местности можно оценить как трудоизбыточную. Избыточное предложение труда выражается, с одной стороны, в форме постоянно увеличивающейся безработицы, а с другой - в форме предельно низкой заработной платы работников, причем, во всех сферах.
Интенсификация сельскохозяйственного производства неизбежно приводит к сокращению занятости в нем, одновременно обуславливая более высокие требования к качеству рабочей силы. По мере реализации новой государственной программы развития сельского хозяйства будет постоянно возрастать значимость технической и технологической модернизации труда в аграрном секторе экономики.
Развитые страны мира, подойдя в своем развитии к резкому росту производительности труда в сельском хозяйстве, в конечном итоге пришли к необходимости развития альтернативной занятости в сельской местности как оптимальной стратегии решения проблемы избыточного сельского труда. В России альтернативная занятость в селе развивается, но в большинстве случаев это - спонтанный процесс, не наблюдаемый и не поддерживаемый государственной политикой.
Сельская молодежь как потенциальная рабочая сила не слишком стремится жить в селах с неразвитой социальной инфраструктурой и трудиться в отраслях низкооплачиваемого сельского хозяйства. Трудоспособное и энергичное население постоянно переезжает в города, что приводит к «опустыниванию» многих сельских территорий. Угрозой является то, что сокращение занятых в экономике, сокращение населения вызывают неизбежное сокращение социальной сферы – школы, детские сады, больницы.
Бизнес в силу своей объективной природы никогда не станет брать на себя ответственность за решение многих социальных проблем сельской местности. Именно поэтому органам власти на федеральном и региональном уровнях необходима тщательно продуманная, сбалансированная и эффективная политика в сфере занятости сельского населения.
Вывод: в сложившихся условиях российское село переживает системный кризис, который проявляется:
- Во-первых, в ухудшении демографической ситуации в сельской местности. Сокращение численности сельского населения обусловлено как ростом естественной убыли, так и миграционными потерями.
- Во-вторых, в росте сельской бедности и повышении уровня безработицы сельского населения.
- В-третьих, в снижении качества жизни в сельской местности. Сокращаются объекты сети учреждений социальной инфраструктуры, сужается доступ селян к основным социальным услугам.
Одной из причин обозначенных процессов является слабое развитие альтернативной, неаграрной занятости на селе. Создание альтернативной занятости в сельской местности, таким образом, выступает одной из центральных задач, решение которой необходимо для повышения качества жизни на селе. Становится очевидной огромная значимость развития на селе самозанятости и малого предпринимательства, особенно в несельскохозяйственной сфере. Следовательно, требуется разработка и принятие специальных программам по стимулированию альтернативных видов деятельности в сельской местности.
Органы власти понимают: именно предпринимательство в различных формах способствует решению проблем социальной направленности, прежде всего в малых городах и сельских населенных пунктах. Сегодня Ярославская область является участником государственной программы развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 годы, составной частью которой выступает целевая программа по устойчивому развитию сельских территорий. В данной программе рассматриваются многие механизмы поддержки малого бизнеса в агропромышленном комплексе, а также устойчивого развития сельских территорий, включающего формирование несельскохозяйственных видов деятельности. В регионе постепенно накапливается положительный опыт программно-целевого подхода к поддержке занятости и доходов сельских жителей на основе развития эффективной кооперации мелкого товарного производства – программа «Начинающий фермер», проект «Ярославский фермер».
Необходимо отметить, что громадное социально-экономическое значение малого и среднего предпринимательства заключается в том, что оно может влиять на развитие территории и решение социально-экономических проблем на местах. Малое и среднее предпринимательство может бурно развиваться и при самой минимальной поддержке, несравнимой с затратами сил и средств, необходимых для поддержки крупного производства. Первым же социальным результатом его развития является то, что сотни человек – а если соответствующий процесс примет должный размах, то и тысячи – оказываются занятыми в качестве собственников предприятий и еще больше получают рабочие места как их наемные работники или члены кооперативов. Это в конечном итоге способствует повышению уровня и качества жизни населения и в очередной раз доказывает, что государственная поддержка развития предпринимательства (а на селе оно в любом случае является социальным) должна стать важнейшим направлением государственной экономической и социальной политики.
Таким образом, в современной ситуации необходимо уделить особое внимание решению следующих задач:
- всесторонняя диверсификация сельской экономики,
- поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, в том числе развитие ремесел и сельского туризма,
- организация и снятие административных барьеров для сбыта продукции через рынки,
- облегчение доступа к природным, в том числе земельным, материальным, финансовым и информационным ресурсам,
- поддержка деятельности консультационных центров и развитие инфраструктуры, позволяющей получать населению достойный доход.
Фото: Александр Тарасенков, из архива Ярославской областной Думы.