Читайте также:

Плюсы и минусы

Федеральной целевой программы развития туризма на 2019-2025 годы.

В середине мая 2017 года Федеральное агентство по туризму представило Концепцию федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2019-2025 годы». Сейчас регионы направляют в Ростуризм свои предложения на участие в ней. Ярославская область подготовила свою заявку, по которой предлагается создать три туристских кластера: «Большая Волга Ярославии» (круизный и активный туризм), «Золотое Кольцо 2.0» (культурный и рекреационный туризм), «Ярославия» (объединение городов Ярославской области и формирование новых продуктов в сфере культурного и городского туризма). Сайт «Наш Брейтовский район» попытался разобраться в плюсах и минусах для Брейтовского района и в целом для Ярославской области этой новой федеральной туристической целевой программы.

Плюсы проекта федеральной целевой программы.

Заявленные цели.

Цитата: «Целью Программы является формирование инфраструктуры туристской отрасли, а также маркетинговой, образовательной и информационно-коммуникационной среды для роста объемов услуг сферы туризма…»

Наш комментарий. Представленный документ обладает одной важнейшей особенностью – он указывает на необходимость развития именно тех направлений, без которых качественного туризма в регионах и особенно в муниципальных районах не будет – инфраструктура, маркетинг, образование и кадры. Комментарий по инфраструктуре и маркетингу сделаем ниже, здесь остановимся на образовательной составляющей. Предположим, условная туристическая группа летом 2017 года собралась приехать с экскурсией в Брейтовский район. Людям, которые едут сюда впервые, нужен квалифицированный экскурсовод. А если туристических групп будет несколько сразу? Штата квалифицированных экскурсоводов в Брейтовском районе нет. Не одного – двух энтузиастов, которые сейчас проводят экскурсии, а именно штата подготовленных людей, умеющих и готовых работать с разными целевыми аудиториями по всем объектам показа. Задача их готовить лежит на администрации района? Не совсем. Потому что гарантировать высокое качество обучения специалистов по туризму на местном уровне сложно – нужны подготовленные на федеральном и региональном уровне образовательные программы, адаптированные до местного уровня,

Инфраструктура для туризма.

Цитата: «Механизм комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров и формирования сети автотуристских кластеров позволяет формировать точки роста развития регионов и межрегиональных связей, активизируя вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса...»

Цитата: Среди проблем, которые указаны в проекте программы: «отставание темпов модернизации и создания инженерной инфраструктуры (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани, дноуглубление и берегоукрепление) отдельных регионов от темпов общего социально-экономического развития, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу…»

Наш комментарий. Наконец-то много внимания уделяется развитию туристической инфраструктуры (а не только объектам посещения и туристическим событиям). Это верные акценты, особенно если задуматься о развитии туризма в удаленных территориях. Уникальные и потенциально интересные объекты и события Брейтовского и Некоузского районов Ярославской области лишь тогда будут востребованы и оценены туристами, если будет создана качественная инфраструктура: дороги, речные причалы, заправочные комплексы, кафе и рестораны. Без них туристический поток будет разовым и незначительным. Грустно осознавать тот факт, что уникальные в масштабах всей Ярославской области брейтовские Семеновское городище и Прощеный ручей могут быть недоступными для туристов из-за нескольких километров раскисающей после дождя дороги.

Маркетинговый подход.

Цитата: «Следует… совершенствовать работу по координации маркетинговых усилий на региональном и федеральном уровнях, учитывать особенности сбытовой политики на каждом типе рынка в соответствии с ожиданиями целевой аудитории».

Наш комментарий. Индустрия гостеприимства, к которой вне всякого сомнения относится и туризм, сильно зависит от того, насколько верно в ней используются маркетинговые подходы. Любая рекламная самодеятельность, любая пиаровская ошибка могут привести к туристическому краху. А отсутствие качественных рекламных материалов, программ продвижения, комплексного медиапланирования серьезно препятствуют реализации туристического потенциала территорий, особенно маленьких районов. Появление в проекте программы слов «маркетинг», «бренд», «целевые аудитории» - это безусловный шаг вперед.

Объединение усилий.

Цитата: «С 2019 года предлагается сформировать стратегический географический каркас, основанный на приоритетных туристских направлениях (дестинациях), и территориальной приоритетной структуре развития инфраструктуры туризма в зависимости от действующих центров притяжения туристов. В данном случае перспективное туристское направление (дестинация) – это целевой регион, представляющий собой совокупность социально-географической местности субъектов Российской Федерации, которая может стать основой интегрированного комплексного продукта, объединенного через бренд и сформированный в сознании туриста имидж, и уже сегодня выбрана целью посещения некоторыми сегментами туристского спроса, т.е. является центром притяжения туристов».

Наш комментарий. В этой сложной фразе заложен важнейший принцип объединения усилий всех участников туристической работы. Предполагается объединение вокруг общей идеи – бренда и цели посещения. Предполагается отказ от условных границ районов и областей: действительно, московскому туристу, если он определил для себя конкретую цель посещения, не принципиально - Ярославская, Тверская, Вологодская или Владимирская это область. Наступает время решать вопросы не в рамках одного региона, а через создание межрегиональных туристических кластеров, в рамках которых могут формироваться туристические маршруты, проходящие по нескольким регионам с непересекающимся событийным и содержательным наполнением.

Конечно, всем регионам – участникам этого процесса - нужно будет научиться не конкурировать, а взаимодействовать в рамках туристических кластеров. Ближайший пример – туристический проект «Рыбинское море». Уникальный бренд – есть. Имидж отличного места для рыбалки, активного или пассивного отдыха – формируется. Но проект будет успешным лишь в том случае, если регионы участники – Ярославская, Вологодская и Тверская области – точнее, органы власти осознают, что это их общее дело и общий проект. В таком случае сформированное единое пространство сможет генерировать общий туристический поток, который затем будет распределяться между всеми участниками процесса. С годами Рыбинское водохранилище сможет превратиться в важнейший туристический объект Ярославской, Вологодской и Тверской областей.

 

Минусы проекта федеральной целевой программы.

Место Ярославской области.

Авторы концепции предварительно определили пятнадцать перспективных туристических направлений. Из них только два будут способствовать развитию туризма в Ярославской области:

Цитата: «Перспективное туристское направление «Центральная Россия». Участники маршрута – регионы Центрального федерального округа Российской Федерации. Специализация – культурно-познавательный туризм, в том числе в формате самодеятельного автотуризма и организованных автобусных туров».

Наш комментарий. Во-первых, слишком размытые границы – в Центральном федеральном округе восемнадцать регионов и при наличии схожих туристических черт все они обладают своими уникальными туристическими особенностями, которые в рамках этого направления могут потеряться. Во-вторых, слишком узкая предлагаемая специализация – культурно-познавательный туризм. Очевидно, что одна только Ярославская область может предложить и уже предлагает намного больше видов туризма для своих гостей.

Цитата: «Перспективное туристское направление «Волжский путь». Субъекты Российской Федерации – участники проекта – Самарская область. Республика Татарстан, Ульяновская область, Чувашская Республика, Республика Марий Эл, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область, Республика Башкортостан, Пермский край, Тверская область, Астраханская область, Волгоградская область, Республика Мордовия, Ивановская область, Костромская область, Ярославская область. Специализация – речные круизы, максимально дополненные культурно-познавательными программами регионов участников».

Наш комментарий: Волга – это не только круизный туризм с культурно-познавательными дополнениями. Это яхтенный туризм, набирающий популярность, для развития которого, к сожалению, пока практически полностью отсутствует инфраструктура. Это активный туризм, связанный с формированием территорий для занятий водными видами спорта – тот же самый строящийся в Брейтовском районе центр водного спорта «Ветрено», а также похожие объекты в Весьегонском и Рыбинском районах. Кроме того, можно и нужно говорить шире: например, для Ярославской области Волга, Рыбинское и Угличское водохранилища давно следует рассматривать как единое целое туристическое пространство, которое суммарно касается более половины муниципальных образований региона.

Роль органов местного самоуправления.

Цитата: «Координация действий и концентрация ресурсов при решении задач развития внутреннего и въездного туризма могут быть обеспечены только при использовании программно-целевого метода с привлечением ресурсов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников».

Наш комментарий. Очевидно, что муниципальные бюджеты и бюджеты сельских поселений глубоко дефицитны и особо рассчитывать на них в части финансирования туристических программ не следует. Однако полное исключение местных бюджетов (соответственно, и местной власти) из туристического финансового поля ошибочно. Главы территорий, которые считают туризм ненужным, на основании этого распределения могут исключать из штатных расписаний своих специалистов по туризму, могут расслабиться и отойти в сторону в этом вопросе, что недопустимо. Тем более в Ярославской области есть яркие положительные примеры того, как районы на своем уровне могут создавать уникальные туристические программы – вспомним Мышкинский район.

Цитата. Среди проблем, которые указаны в проекте программы: «Разрозненные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в сфере развития туризма».

Наш комментарий. Уже набивший оскомину пример того, как Брейтовский и Некоузский районы Ярославской области десятилетиями не могли поделить между собой Ситскую битву 1238 года и из-за этого теряли туристическую привлекательность, привлекательность места и эффект исторического события. Разрозненность действий, снижение ответственности, бессистемность – это как раз тот случай. Сейчас районы, наконец, начали искать компромиссные решения, главное, чтобы эти решения были найдены. В представленном проекте Концепции варианты решений таких вопросов пока звучат очень слабо.

Виды туризма.

Цитата: «Туристско-рекреационные активы Российской Федерации позволяют развивать практически все виды туризма. В фокус Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 года попали такие виды туризма, как культурно-познавательный, событийный, экологический, деловой, круизный, паломнический, горнолыжный, санаторно-курортной и лечебно-оздоровительный».

Наш комментарий. Современный опыт Брейтовского района указывает на то, что, возможно, следует обратить внимание еще на три вида туризма – именно как на самостоятельные направления. Это спортивный туризм, патриотический туризм, агротуризм. Многие люди – непрофессиональные спортсмены – путешествуют по стране для того, чтобы заниматься своим любимым видом спорта в удобном длних месте, подчас даже не обращая внимания на инфраструктуру. У любителей водных видов спорта есть несколько вариантов - в южных  и северных регионах страны. Сейчас появился выгодно расположеный ярославский, точнее, брейтовский – центр водного спорта «Ветрено», который после завершения строительных работ станет генерировать здесь собственный водноспортивный туристический поток. Небольшая Флотская Аллея Героев Ярославской области, открытая недавно в Брейтовском районе, показала: существует значительный устойчивый спрос именно на патриотические локальные туристические маршруты. А агрозоопарк «Лесной Берег» уже стал одной из визитных карточек территории, местом обязательного посещения туристов. Подобные примеры есть и вдругих районах Ярославской области.

«С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости сохранения активной роли государства в решении сформулированных в настоящей Концепции задач с использованием программно-целевого подхода», - говорится в концепции программы. Активная и доминирующая роль государства в развитии туризма, таким образом, сохраняется как минимум до 2025 года. Хорошо это или плохо? На данном этапе развития отрасли, учитывая те проблемы, которые мешают ей двигаться вперед, сказать сложно.

Фото к статье: Церковь Архангела Михаила, Мышкинский район Ярославской области.

Пока еще нет ни одного комментария. 

Наш Брейтовский район © - сайт о жизни Брейтовского района Ярославской области.

Справочная информация, актуальные новости, обсуждения.
Функционирует с 2015 года. Версия 3.0
Автор идеи, владелец и редактор: Тутариков Андрей (R)
Адреса для связи: breytovo.info@yandex.ru, breytovo.info@gmail.com
Подробная информация о всех возможных способах связи
Разработка: Кононов Дмитрий
Сейчас зарегистрированных посетителей на сайте: 0 Посмотреть подробнее...
Новостная лента RSS 2.0
Закрыть

Вверх